Мы, Власова Ирина Геннадьевна и Чистякова Лариса Николаевна, являемся членами территориальных соответствующих избирательных комиссии от Коммунистической партии Российской Федерации с 1999 г. Заявляем свое особое мнение по рассматривавшемуся 29.02.2012 г. Пролетарской и Волжской территориальными избирательными комиссиями г. Рыбинска Ярославской области вопросу «Об образовании избирательных участков в г. Рыбинске». Рассмотрение указанного вопроса было инициировано избирательной комиссией Ярославской области, направившей  в территориальные избирательные комиссии г. Рыбинска соответствующее постановление за № 38/191-5 от 29.02.2012 г., которым предписывается согласовать на территориях Волжской и Пролетарской территориальных избирательных комиссий 6 дополнительных избирательных участках на ОАО «Сатурн-Газовые Турбины» по адресу: г. Рыбинск, ул. Толбухина, 16; МУП «Теплоэнерго» по адресу Юго-западная промышленная зона, 3; МОАУ ДОД «СДЮСШОР № 4» по адресу: ул. Волжская набережная, 40; ОАО «НПО «Сатурн» по адресу: пр. Ленина, 163; МУП «Водоканал» по адресу: ул. Волжская набережная, 40; МУП «ПАТП № 1» по адресу: ул. 9 Мая, 61.

     Считаем что формирование указанных участковых избирательных комиссий является нецелесообразным и не соответствует действующему законодательству по следующим мотивам. В тексте Постановления избирательной комиссии Ярославской области приведена ссылка на п. 4 ст. 25 ФЗ «О выборах Президента РФ». Указанная норма Закона гласит:  «В местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, на вокзалах, в аэропортах, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и в других местах временного пребывания), в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на полярных станциях, а также в местах, где пребывают избиратели, не имеющие регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, избирательные участки могут образовываться территориальной комиссией в срок, установленный пунктом 2 настоящей статьи, а в исключительных случаях по согласованию с избирательной комиссией субъекта Российской Федерации - не позднее чем за три дня до дня голосования. В труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на полярных станциях избирательные участки могут образовываться территориальной избирательной комиссией по согласованию соответственно с руководителем объекта, расположенного в труднодоступной или отдаленной местности, капитаном судна или судовладельцем, начальником полярной станции». Исходя из содержания данной правовой нормы, она не может быть применена при формировании указанных участковых избирательных комиссий, поскольку относится к формированию комиссий в местах временного пребывания избирателей, к которым промышленные предприятия не относятся. Норма аналогичного содержания содержится в статье 19 (п. 5) Закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Приведенная в обоснование своей позиции Председателем ТИК ссылка на п. 17 ст. 17 Закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» также несостоятельна. Данная правовая норма, устанавливает, что «Избиратели, участники референдума, находящиеся в местах временного пребывания, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также избиратели, участники референдума из числа военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части, решением участковой комиссии могут быть включены в список избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования. Информация об этом передается в участковую комиссию, где данный избиратель, участник референдума включен в список избирателей, участников референдума по месту жительства, через соответствующую территориальную комиссию (если место жительства избирателя, участника референдума находится на территории того же субъекта Российской Федерации) либо избирательную комиссию субъекта Российской Федерации (если место жительства избирателя, участника референдума находится на территории другого субъекта Российской Федерации). Участковая комиссия в графе "Особые отметки" списка избирателей, участников референдума делает отметку: "Включен в список избирателей (участников референдума) на избирательном участке (участке референдума) №" с указанием номера избирательного участка, участка референдума и при необходимости наименования субъекта Российской Федерации. Законом может быть предусмотрено, что избиратели, участники референдума, не имеющие регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, решением участковой комиссии могут быть включены в список избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума, образованных или определенных решением вышестоящей комиссии для проведения голосования этих избирателей, участников референдума, по личному письменному заявлению, поданному в участковую комиссию не позднее чем в день голосования». Эта норма регулирует порядок включения избирателей в списки по месту их временного пребывания решением участковой избирательной комиссии. Этот порядок является достаточно распространенной практикой и касается уже сформированных комиссий. Формирования новых избирательных комиссий для этого не требуется.

     Кроме того, столь экстренный порядок формирования избирательных комиссий практически исключает возможность политических партий выдвинуть в состав вновь формируемых УИК своих представителей, а режим работы предприятий практически исключает доступ на формируемые участки наблюдателей, а поскольку видеонаблюдение на этих участках, наверняка, также будет отсутствовать, это открывает широкую дорогу для полномасштабной фальсификации итогов голосования, не говоря уже о том, что работники указанных пред приятий, и без того, подвергаются беспрецедентному психологическому давлению со стороны администрации с целью понудить их к голосованию за одного из кандидатов в президенты РФ.

     Считаем, преступной позицию большинства членов ТИК, так или иначе подконтрольных городской администрации либо связанных с ней. Решение Областной избирательной комиссии и солидаризирующихся с ней ТИК явно попирает закон и противоречит здравому смыслу. Указанное решение продиктовано конъюнктурными соображениями, диктуемыми интересами одного из кандидатов в президенты РФ и желанием потрафить вышестоящим чиновникам. И ставит под сомнение законность проводящихся выборов и легитимность будущего Президента РФ.

     Нашу позицию косвенно подтверждает то, что все предприятия, на которых планируется создать участки подконтрольны действующему главе города Рыбинск Ласточкину Ю. В., неоднократно высказывавшему свою поддержку одному из кандидатов в президенты РФ, а его неразборчивость в средствах и методах достижения поставленной цели достаточно известна в городе. Не желая участвовать в готовящейся наглой и вызывающей массированной фальсификации итогов выборов Президента РФ в городе Рыбинск Ярославской области я голосую против этого решения и оставляю за собой право, в случае его принятия ТИК, обратиться в правоохранительные и судебные инстанции вплоть до Европейского суда по правам человека.
 

4. В местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, на вокзалах, в аэропортах, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и в других местах временного пребывания), в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на полярных станциях, а также в местах, где пребывают избиратели, не имеющие регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, избирательные участки могут образовываться территориальной комиссией в срок, установленный пунктом 2 настоящей статьи, а в исключительных случаях по согласованию с избирательной комиссией субъекта Российской Федерации - не позднее чем за три дня до дня голосования. В труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на полярных станциях избирательные участки могут образовываться территориальной избирательной комиссией по согласованию соответственно с руководителем объекта, расположенного в труднодоступной или отдаленной местности, капитаном судна или судовладельцем, начальником полярной станции.

ст. 17 Осн. гарант (в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 04.10.2010 N 263-ФЗ)

17. Избиратели, участники референдума, находящиеся в местах временного пребывания, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также избиратели, участники референдума из числа военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части, решением участковой комиссии могут быть включены в список избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования. Информация об этом передается в участковую комиссию, где данный избиратель, участник референдума включен в список избирателей, участников референдума по месту жительства, через соответствующую территориальную комиссию (если место жительства избирателя, участника референдума находится на территории того же субъекта Российской Федерации) либо избирательную комиссию субъекта Российской Федерации (если место жительства избирателя, участника референдума находится на территории другого субъекта Российской Федерации). Участковая комиссия в графе "Особые отметки" списка избирателей, участников референдума делает отметку: "Включен в список избирателей (участников референдума) на избирательном участке (участке референдума) №" с указанием номера избирательного участка, участка референдума и при необходимости наименования субъекта Российской Федерации. Законом может быть предусмотрено, что избиратели, участники референдума, не имеющие регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, решением участковой комиссии могут быть включены в список избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума, образованных или определенных решением вышестоящей комиссии для проведения голосования этих избирателей, участников референдума, по личному письменному заявлению, поданному в участковую комиссию не позднее чем в день голосования.

(п. 17 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 № 93-ФЗ)

5. В местах временного пребывания избирателей, участников референдума (больницах, санаториях, домах отдыха, на вокзалах, в аэропортах, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания), в труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, и на полярных станциях избирательные участки, участки референдума могут образовываться в срок, установленный пунктом 2 настоящей статьи, а в исключительных случаях по согласованию с вышестоящей комиссией - не позднее чем за три дня до дня голосования. Такие участки входят в избирательные округа, округа референдума по месту их расположения или по месту приписки судна. При выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме законом субъекта Российской Федерации может быть установлен иной порядок отнесения таких участков к избирательным округам, округам референдума. В труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, и на полярных станциях избирательные участки, участки референдума могут образовываться вышестоящей комиссией по согласованию с капитаном судна или судовладельцем, начальником полярной станции, руководителями других объектов, расположенных в труднодоступных и отдаленных местностях.

Ирина Власова, Лариса Чистякова

ВЫБОРЫ. Особое мнение ИРИНЫ ВЛАСОВОЙ члена Волжской ТИК