27 марта 2016 года исполняется 100 лет со дня рождения П.Ф.Дерунова, с именем которого связаны наиболее яркие страницы из жизни крупнейшего в стране авиадвигателестроительного комплекса – Рыбинского производственного объединения моторостроения (ныне НПО «Сатурн»)

Именно под руководством Дерунова объединение стало лидером среди предприятий авиационной отрасли. Львиная доля авиационных перевозок в СССР осуществлялась самолетами с рыбинскими двигателями. На них летало 60 процентов населения Советского Союза. Рыбинск прославился своими двигателями не только на всю страну, но и далеко за ее пределами: они эксплуатировались в 26 зарубежных государствах.

За выдающиеся заслуги в развитии отечественного авиационного моторостроения П.Ф. Дерунову присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он награжден тремя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, Знак Почета и многими медалями.

До сих пор ни одно другое имя в Рыбинске не окружено таким ореолом славы, как имя Дерунова, который, прежде всего и больше всего, был организатором, умеющим направлять вверенный ему многотысячный коллектив на достижение высоких результатов в экономической и социальной сфере. Выдающийся талант этого человека обеспечивал коллективу то, чем он гордился, и гордился с полным правом. При нем на знамени завода засияли ордена Ленина и Октябрьской Революции, а сотни работников предприятия получили высокие правительственные награды. Он умел слиться с коллективом и оставаться самим собой – умным, волевым, твердым и решительным директором, который никогда не срывался с якоря под названием «труд». В труде и только в труде Павел Федорович преодолевал многие препятствия, встречающиеся на жизненном пути, сердцем чувствуя значение того, что делал. И это приносило успех, и это его украшало.

Если мы бросим взгляд на жизненный путь Дерунова, то увидим сразу, что его замечательный организаторский талант выработался в ходе долгой и напряженной работы. Закончив в 1939 году Рыбинский авиационный институт, он получил распределение в Пермь, где трудился на моторостроительном заводе имени И.В. Сталина в разных должностях – технолога, начальника техбюро, зам главного технолога по механическим цехам. Здесь его семью и застала Великая Отечественная война.

Моторостроители Рыбинска помнят Дерунова с 1944 года. Он приехал в город в трудное время восстановления завода, в начале войны эвакуированного в Уфу. Оставленные корпуса предприятия подвергались интенсивным бомбардировкам немецко-фашистской авиации. И тем не менее как только фронт отодвинулся от Москвы, Государственный Комитет Обороны  принял решение о возобновлении производства и ремонта авиационных моторов в Рыбинске. Дерунова, как специалиста с уже немалым опытом, назначили заместителем главного технолога. Тогда предприятие приступило к освоению самого мощного в мире поршневого авиадвигателя АШ-62 ИР.

Оно проходило в очень тяжелых условиях.

«В цехах завода стоял холод. - писал Дерунов в своей книге «Моторостроители» – Люди работали в ватниках, платках и ушанках, валенках с калошами из резины автомобильных камер… Отогревались у печей – времянок и жаровен, которые топились «по черному», и поэтому воздух кругом был пропитан едким дымом». Постепенно на предприятие возвращались из Уфы инженеры и рабочие, завозилось оборудование. Заводская молодежь создавала фронтовые бригады, пополняя ряды ударников и стахановцев. Уважение к этим людям Дерунов пронес через всю жизнь.

За выполнение заданий Правительства по развертыванию производства авиационных двигателей в годы Великой Отечественной войны он был награжден боевым орденом Красной Звезды, который не часто вручали работникам промышленности. Павел Федорович гордился этой наградой не меньше, чем всеми последующими знаками отличия и почетными званиями.

Дерунов стал заместителем главного инженера завода через два года после переезда в Рыбинск. Вскоре без отрыва от основной работы он окончил с отличием Академию Министерства авиационной промышленности СССР. Это событие сыграло большую роль в его судьбе.

«Учеба дала тогда очень много, - вспоминал Дерунов – она позволила мне расширить технические знания. Осмыслить практический опыт руководства с позиций современных теорий управления,… на многие явления в производстве смотреть по-новому».

В декабре 1952 года П.Ф. Дерунов назначается главным инженером моторостроительного завода и работает в этой должности 6 лет. Тогда заканчивалась эра поршневых авиадвигателей и начиналась эпоха авиадвигателей реактивных. Опыт их освоения только накапливался. Проблемы возникали на каждом шагу, в том числе из-за внесения конструкторских изменений в серийные двигатели, что приводило порой к снижению объемов их производства. Тем не менее завод уверенно повышал надёжность и ресурс реактивной техники.

Затем наступил новый поворот в жизни и карьере П.Ф.Дерунова. Его переводят на работу в областной центр, сначала директором моторного завода, а потом зам.председателя Совета народного хозяйства Ярославского экономического района. Но его пребывание в Ярославле было недолгим. В марте 1960 года Дерунов назначается директором Рыбинского моторостроительного завода. Он с радостью вернулся на родное предприятие, коллектив которого был ему всегда близок.

В начале 60-х годов Правительство СССР поставило перед ним новую задачу: развернуть производство реактивного двигателя АЛ-7Ф-1 конструкции Люльки для целого семейства сверхзвуковых истребителей марки Су.

«Процесс освоения нового двигателя проходил достаточно сложно, - вспоминал Дерунов. - В цехах авиационного производства, не подготовленных к одновременному выпуску деталей и узлов нескольких типов двигателей, творилось, что называется «вавилонское столпотворение». Значительная часть номенклатуры не выходила из дефицита. Начальники цехов не знали за что браться, какие детали делать в первую очередь. Цеха выполняли план ценой огромного напряжения, применяя в большом объеме сверхурочные работы».

Эти трудности Дерунов считал временными и преодолимыми. Он прекрасно понимал, что без технического перевооружения и расширения производства, новой организации труда выпускать продукцию с высокими требованиями к качеству невозможно. Эту позицию Павел Федорович настойчиво отстаивал на совещаниях в Министерстве авиационной промышленности и в ЦК КПСС, получив там полную поддержку.

К 1965 году на заводе были построены четыре корпуса площадью 44 тысячи квадратных метров, новые компрессорная и испытательные станции и другие объекты. Оснащение цехов современным оборудованием сопровождалось использованием новейших для того времени технологических процессов.

Первым в стране П.Ф.Дерунов стал инициатором разработки и внедрения на заводе объективной оценки уровня научной организации труда и культуры производства. Это начинание было официально поддержано в 1967 году высшими партийными и государственными органами власти Советского Союза и рекомендовано для распространения на предприятиях. На моторостроительном заводе побывали сотни делегаций из разных городов СССР, оставив немалое количество отзывов с положительными оценками этого опыта. 8-12 июля 1968 года в Рыбинске был проведен Всесоюзный семинар по НОТ, ярко подтвердивший высокий профессионализм рабочих и специалистов завода в вопросах эффективности труда. Более 800 предприятий страны стали использовать их опыт внедрения научной организации труда, производства и управления.

За успехи в разработке системы научной организации труда П.Ф.Дерунов награждается золотой медалью ВДНХ СССР. Вскоре Павел Федорович защитил в Московском авиационном институте диссертацию на соискание ученой степени кандидата экономических наук, а затем получил звание профессора. Он стал мыслить более масштабно и более системно. Когда тот или иной вопрос теоретически решен, считал Дерунов, то практическое его осуществление – только дело времени.

После присуждения ему Государственной премии СССР за разработку и осуществление комплекса мероприятий по НОТ, многие заводчане почувствовали, что служебное положение Дерунова может измениться, что путь «наверх» ему открыт. Так и случилось. С 1973 по 1974 год Павел Федорович работал заместителем министра авиационной промышленности СССР. Но Рыбинск вновь «притянул» его к себе. Он возглавил предприятие, в которое, помимо моторостроительного завода, вошло и конструкторское бюро. Это решение было для своего времени революционным. Появилось объединение с мощной конструкторско-производственной базой, что позволяло ему ускорить темпы разработки и серийного освоения новой авиационной техники. Это ускорение проходило на фоне свертывания выпуска устаревших двигателей прошлого десятилетия.

Дерунов стал инициатором создания комплексного плана технического перевооружения предприятия. Его осуществление позволило начать выпуск двигателей Д-30КУ и Д-30КП, конструктора П.А. Соловьева. Освоение и постановка на серийное производство самых массовых в России моторов этого семейства было проведено в небывало короткие сроки и обеспечило стабильность работы завода и его устойчивое финансовое положение.

Эти двигатели устанавливались на самолетах Ил-62М, обладающих высокой пассажировместимостью, грузоподъемностью и большой дальностью беспосадочных перелетов.

Но Дерунов никогда не почивал на лаврах даже в такие моменты, когда ему сообщали о признании заводского двигателя лучшим в своем классе на Международном авиасалоне в Ле-Бурже. Он осознавал, что у любого мотора есть определенный ресурсный потолок, что остановиться в создании более совершенной техники – значит отстать.

В 1975 году рыбинские моторостроители начали серийный выпуск уникальных двигателей для сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144 . Эта работа дала импульс к появлению оригинальных технико-технологических решений. Самолёт успешно совершил беспосадочный перелёт по маршруту Москва — Хабаровск протяженностью 6300 км. за 3 часа 20 минут. И не вина заводчан, что он не пошел в серию. Вполне возможно, что такая машина опережала время.

Творческое сотрудничество с ОКБ А.Н. Туполева привело к освоению двигателей для дальнего бомбардировщика Ту-22К и пассажирского самолёта средней дальности Ту-154М.

В жизни Дерунова нередко случались ситуации, которые можно назвать парадоксальными. В 1977 году он чуть ли не на всю страну прослыл… «дебоширом», когда в объединении моторостроения решили провести модернизацию двигателя Д-30 КП. Она получила неофициальное название «Дебош» по начальным буквам фамилии трех ее авторов – Дерунова, давшего «добро» на эту работу, Бондарева, руководившего группой конструкторов КБ и Шляхтенко, который тогда возглавлял ЦИАМ. Эта инициатива встретила сопротивление в академических кругах. Однако Дерунов настоял на изготовлении модернизированного двигателя и его испытании, которое дало хорошие результаты, как по увеличению тяги мотора, так и по значительному снижению расхода топлива. Но работу над «Дебошем» закрыли в целях экономии средств. И что любопытно! Спустя много лет к идеям авторов «Дебоша» вернулись в НПО «Сатурн» при создании нового турбореактивного двигателя для военно-транспортного самолёта Ил-76.

Одновременно с освоением реактивной техники коллектив моторостроителей решал ещё одну задачу большого народнохозяйственного значения. На предприятии началось изготовление дизельных двигателей для тракторных заводов на Украине и в Белоруссии. В конце 60-х  - начале 70-х годов их производство поставили на поток. В рамках объединения появилось самостоятельное структурное подразделение – «Дизельный завод». За время своего существования он выпустил свыше двух миллионов таких двигателей.

Чтобы «разрядить» существующий в СССР дефицит ряда товаров народного потребления, моторостроители освоили производство снегоходов «Буран» и сепараторов молока. Выпуск такой многообразной и качественной продукции требовал от Дерунова создания высококвалифицированного коллектива и поступательного наращивания производственных мощностей. Это Павлу Федоровичу удалось в полной мере.

При Дерунове объединение имело в среднем темп роста объёмов произврдства и производительности труда по 8 процентов в год без увеличения численности персонала. В основных цехах более половины рабочих стали обслуживать автоматизированное оборудование. Но Дерунов не успокаивался на достигнутом. В 1984 году по его инициативе была разработана программа первого этапа автоматизации производства на базе гибких производственных систем (ГПС). Предприятие вступило в качественно новый этап перевооружения, чтобы создать за несколько пятилеток завод-автомат, насыщенный комплексами автоматического оборудования и электронно-вычислительной техники как на самом производстве, так и в его подготовке и управлении.

Выступая в печати с рассказом об этих планах, Дерунов подчеркивал: «Чтобы проблемы технического перевооружения решались на высоком уровне и в сжатые сроки, нужно, на наш взгляд, быстрее развивать производство средств механизации и автоматизации на специализированных предприятиях, чтобы каждый завод мог их приобрести». Его мысли о доминировании научно-технического прогресса в промышленной политике государства звучат очень современно.

Этот всесторонне подготовленный и порядочный человек любил свой завод и город, и люди платили ему тем же. Идя по улице, он едва успевал отвечать на приветствия идущих ему навстречу рыбинцев. Кто работал вместе с Деруновым только диву давались как у него хватало на все время: и постоянно бывать в цехах и на участках предприятия, почти ежедневно посещать строящиеся объекты, встречаться и беседовать с десятками людей, проводить заседания и совещания. И еще выполнять обязанности депутата Верховного Совета РСФСР.  Но удивляться этому не стоило. Ведь рабочий день Дерунова длился, как правило, 12-14 часов. Павел Федорович мог долго выдерживать такую нагрузку благодаря семье и в первую очередь жене – Зое Афанасьевне, находя дома уют и отдых от непрерывных забот и труда. Дорогого стоит признание Дерунова, обращенное к супруге: «Тебе во многом обязан я реализацией своих творческих возможностей».

Как многим талантливым людям ему были подвластны скрипка и фортепьяно, а при необходимости он мог встать на место станочника и конструктора, сесть за руль грузовика.

Он никогда не трудился только для себя и часто повторял народную мудрость: «Из трудов праведных не наживешь палат каменных». Дерунов их и не нажил. Они для него не имели цены. Но он оставил в памяти горожан то, что никогда не покроется пылью забвения: возведенные  благодаря его усилиям уникальные объекты городской инфраструктуры. От одного их перечисления захватывает дух: Дворец спорта «Полет» с единственной в городе площадкой искусственного льда, стадион «Сатурн», станция Юных техников, санаторий-профилакторий, пионерский лагерь имени Зои Космодемьянской, Дом книги, медицинский стационар и детская поликлиника, база отдыха «Кстово».

Эти объекты стали прижизненными памятниками П.Ф. Дерунову. Каждый год заводской домостроительный комбинат обеспечивал бесплатными квартирами до тысячи семей моторостроителей. Огромное число горожан благодарны Павлу Федоровичу за построенное быстрыми темпами благоустроенное жилье. Звание почетного гражданина Рыбинска было присвоено ему по праву.

Огромный авторитет Дерунова черпал свою силу не в отвлеченной морали, а в морали борца за соблюдение принципов социальной справедливости.

В коридорах власти ему приходилось обмениваться рукопожатиями не реже, чем в своем заводоуправлении или в цехах. Он поддерживал постоянные контакты с выдающимися учеными, конструкторами, военными специалистами высокого ранга.

Большое влияние на формирование стиля и методов его руководства оказали встречи и беседы с такими руководителями страны как Д.Ф Устинов, А.П. Кириленко, А.Н Косыгин, Н.К. Байбаков, А.И Шахурин, И.С. Силаев.

Ему легко ничего не давалось. Не обходилось без министерских и местных выговоров. Дерунов не был сговорчив и покладист, но не капризен. Он уважал чужую инициативу и умел признавать собственные ошибки.

Никому из нас, близко знавших и наблюдавших неутомимую работу Дерунова, не хотелось думать, что к любому человеку рано или поздно приходят болезни, от которых ни спрятаться, ни скрыться. После случившегося в 1986 году инфаркта Павел Федорович обратился к министру авиационной промышленности с просьбой немедленно освободить его от должности, искренне считая, что руководитель должен быть здоров, чтобы эффективно выполнять свои обязанности.

Оправившись от болезни, он перешел на рядовую инженерную работу, но вскоре ушел с предприятия окончательно. С ним остался уникальный опыт, который мог бы пригодиться заводу еще на долгое время.

Эти события в жизни Павла Федоровича совпали с начавшейся в стране, так называемой «перестройкой». Дерунов раньше многих услышал ее фальшивые трели, когда под лозунгом: «Больше демократии – больше социализма» началось разрушение экономики и советского общественного строя. Он открыто выступал против горбачевского курса в письмах в ЦК КПСС и публикациях в СМИ. Как хозяйственника его волновало, что научно-технический прогресс перестал иметь решающее значение в развитии отечественного производства, что падает интерес к перспективным разработкам в этой области. По его мнению «вместо мер по совершенствованию управленческого аппарата» в стране «пытаются вытеснить плановую систему, выплеснуть с водой ребенка». СССР лишали главного конкурентного преимущества перед Западом – плановой экономики. В открытом обращении к Горбачеву Дерунов писал : «Так неужели Вы после длительной, тяжелой борьбы народа за социалистический образ жизни поменяете наш строй на капиталистическое общество, где все построено на личном материальном интересе, эгоизме, когда человек превращается в стяжателя, спекулянта, взяточника, карьериста,… поменяете на общество где мораль, совесть, честность, порядочность, культура продаются и покупаются»?

История ответила на этот вопрос к Горбачеву: поменял и предал, став вместе с Ельциным инициатором разрушения Советского Союза. Создав свыше 300 научных центров по поиску в СССР «слабого звена», США нашли его, выделив неограниченные финансовые ресурсы для формирования в Советском Союзе пятой колонны, которая во многом и осуществила «грязное» дело демонтажа социализма. Основной удар наносился по промышленности. В советское время не только объединение моторостроения, но и другие заводы Рыбинска и страны соревновались друг с другом, кто больше воздвигнет жилья, баз отдыха, пионерских лагерей, спортивных сооружений и т.д. В начале 90-х годов многие из них начали банкротить и закрывать. Дерунов наблюдал за этим процессом с большой болью. Ну а «прелести» российского капитализма трудящиеся стали видеть воочию, ощущая их на самих себе.

Коммунисты города никогда не забудут, как повел себя Павел Федорович во время запрета компартии, когда на все советское обрушилась машина буржуазной пропаганды. Через этот мрак нужно было провести светлый луч попранной правды. На первый план вышла борьба с антинародной политикой властей, задача просвещения людей. Павел Федорович был одним из тех, у кого душа и совесть оказались в ладу с коммунистическими взглядами. Он принадлежал к тому типу людей, которые не «подстраиваются» под политическую конъюнктуру и меняют как перчатки свои убеждения, оставаясь до конца дней своих коммунистом, и не чураясь никакой «черновой» и будничной работы в КПРФ, начиная со сбора подписей избирателей во время предвыборных компаний и кончая выступлениями перед людьми и в печати.

Скончался Павел Федорович Дерунов 30 июня 2001 года. Рыбинск осиротел. Ушел неординарный человек, который был его гордостью.

С инициативой увековечивания памяти легендарного директора выступили работники НПО «Сатурн» и городская организация КПРФ. Был издан альбом «Дерунов», в котором представлено около 200 профессиональных и любительских фотоснимков. В них правдиво отражен жизненный путь славного сына советского времени.

На доме, где жил Дерунов, была установлена мемориальная доска. Вскоре одна из площадей в центре города стала носить его имя. На этой площади 31 августа 2013 года и был торжественно открыт памятник П.Ф.Дерунову. Тысячи рыбинцев участвовали в сборе средств на его создание. Мне довелось присутствовать на открытии монумента, слушать речи городских и областных руководителей. Не скрою - два противоречивых чувства уживались в душе: радость и гордость за людскую память, отдавшей должное одному из самых ярких рыбинских граждан и горечь, что ни в одном из выступлений не было сказано: П.Ф. Дерунов был «продуктом» советской эпохи, которая помогла ему вырасти в незаурядного руководителя. Сам он об этом никогда не забывал. Советская власть дала ему возможность проявить организаторские таланты и завоевать себе выдающееся место на этом поприще.

Самым трудным для объединения моторостроения были годы перестройки и время «лихих» 90-х. Завод выжил благодаря кадровому и технико-технологическому «заделу», созданному при Дерунове. А угрозы со стороны Запада заставили руководство России обратить внимание на объединение, имеющее прочный фундамент для развития. Неоднократно посещал НПО «Сатурн» Президент РФ В.В. Путин и министры, отвечающие за состояние военно-промышленного комплекса. Моторостроители, осуществив на своем заводе в конце 20-го – начале 21 века очередную модернизацию производства, не только выстояли сами, но и «породили» несколько предприятий, усиливших промышленный потенциал страны - заводы «ОДК – Газовые турбины» и «Русская механика». С НПО «Сатурн» связано и преобразование рыбинского авиационного вуза в университет. Не совсем канули в лету и деруновские традиции возведения уникальных спортивных объектов. Благодаря моторостроителям была завершена  начатая в годы Советской власти работа по созданию лыжной базы в поселке «Дёмино», позволившая превратить это место в Международный центр лыжного спорта.

Столетие П. Ф. Дерунова – очередной повод осознать как может один человек своим талантом и верой в дело, которому он служил, ярко вписать свое имя в историю города и страны.

 

Кузнецов К.К.

Кандидат исторических наук, профессор

Выдающийся организатор отечественного авиадвигателестроения (к 100-летию со дня рождения Павла Федоровича Дерунова).